Родителям на заметку!


«Здоровье ребенка в наших руках»

Уважаемые, родители!

              Помните, здоровье ребенка в ваших руках. Давно замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы. Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»,- гласит   Закон РФ «Об образовании» (п.1 ст.18) К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни из-за своих собственных вредных привычек, и зачастую плохо представляют, как ребенка приобщать к ЗОЖ.

Что же могут сделать родители при приобщении к ЗОЖ?

1.     Прежде всего необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, т.к. естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма

2.      Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Старайтесь сами бать всегда в хорошем настроении. Помните: стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, сопровождающий тревожное настроение, и наше раздражение механически переходит и на ребенка. Улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину,  обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

3.      Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня. Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и т.д. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуются аппетит и сон. Одежда и обувь для прогулки должны соответствовать погоде и гигиеническим требованиям. Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

4.      Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное значение имеет и режим питания, т.е. соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

5.      У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Нельзя ребенка принуждать, нужно воспитывать только своим примером. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует напомнить, что желание родителей обучать ребенка с ранних лет с целью вырастить «вундеркинда» губительно. «Раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и снижение интереса к учебе. В дошкольном детстве, пока у ребенка развивается психика, ведущий вид деятельности – игра. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность. Даже для взрослых она важна. И мы видим по телевидению много игровых программ для взрослых.

6.      Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость ребенка к охлаждению. При закаливании одновременно происходит повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин, для ослабленного ребенка имеет большее значение, чем для здорового.

         Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные:

 1. Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети переходят в прохладное);

2. Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему асфальту и песку, по мелким камушкам и шишкам. Которые действуют как сильные раздражители. Напротив, мягкая трава, теплый песок, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

3. Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Процедура повторяется два раза. Через 1-1,5 недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов. В течение 2-3 месяцев температура доводится до 19-20 градусов.

4. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной. При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам. Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. (Родителям раздаются памятки по проведению закаливания.) Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены.

Последние приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, в том числе и к непривычным условиям среды.- Как вы думаете, какие пищевые продукты или вещества помогают ребенку стать более закаленным?

Блиц-опрос 1. Какие растения-кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? (Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ).

2. Какой «напиток защиты» (сок) повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких, богат витамином А? («Напиток защиты» - морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи, кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию).

3. Что полезнее ребенку – сок или яблоко? Объясните свой выбор. (Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки – это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов). Жители Дальнего Востока знают, что плоды китайского лимонника повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным погодным условиям: дождю, ветру и морозу. На Алтае такую особенность открыли в корнях левзеи и радиолы розовой – золотого корня. Систематический прием элеутерококка внутрь с компотом или молоком в течение 1-2 месяцев позволяет снизить заболеваемость гриппом и гриппоподобными заболеваниями у детей более чем в 2,5 раза.

7. Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. Слово «витамин» происходит от латинского «вита» - «жизнь». Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимнее - весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в период эпидемии Гриппа и ОРВИ снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза

8. Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.

 9. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. Поэтому родителям следует: - постоянно контролировать действия ребенка и рассказывать, что и где опасно; - хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства; - закрывать балконы и окна; - запретить ребенку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы. Помните: здоровье ребенка в ваших руках!

 

«Правильная осанка – здоровый человек»

         «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым». Ж.Ж.Руссо Крикните громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да) С работы пришли, сил совсем уже нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы здоровья решать нужно ? (да) Дайте мне тогда вы ответ Помочь, откажитесь? (нет) И последнее спрошу вас я Активными будете? (да) Тема беседы сегодня «Правильная осанка – здоровый человек». А что такое «здоровый человек» по вашему определению? (Ответы родителей) Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас, в дошкольном возрасте, закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Ну, а каков он, здоровый ребенок?     Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится кокружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше. Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех дошкольников примерно у 10% - нарушение осанки, у 10% – плоскостопие, у 10% – сколиоз. Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились, привязывали косу к поясу. Неужели только суровостью можно добиться того, чтобы наши девочки и мальчики держали спинки прямо? Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям, придется приложить усилия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, а потом следим, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?  

        Приятно посмотреть на ребенка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, сбоку видно, что позвоночник образует красивую волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах. А, между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если дети, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки. Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить. Но кроме физиологических последствий кривой спины есть еще и психологические, не менее пагубные, создающие у ребенка “комплекс”. Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой?

       Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

1. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Ребенок должен лежать на подушке только головой, а не плечами. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

2. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Приобретайте ребенку обувь на небольшом каблуке. Выполняйте с детьми несложные упражнения: ходьбу на носочках, пяточках, ходьбу босиком по раздражающей ступню поверхности (траве, песку, камушкам, шишкам), лазание по гимнастической лестнице и т.д. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

 3. Обратить особое внимание на позу при любой работе за столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку! В дошкольном возрасте ребенок должен находиться за столом не более 15-20 минут – младший возраст, не более 25-30 минут – старший возраст, с короткими перерывами на физкультурные паузы.4. Постоянно следить за тем, как ребенок стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. У некоторых детей уже сформировалась привычка стоять с опорой на одну ногу. При этом они опускают голову, наклоняются и выпячивают живот. Неправильную позу некоторые дети принимают и при ходьбе: сгибают туловище вперед, раскачивают его в стороны. Большинство детей, засыпая, сворачиваются калачиком и порой находятся в этой позе до 40 минут и более. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за детской спинкой, вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей. Большим помощником в борьбе за правильную осанку ребенка может стать мешочек с песком весом 400-500 г. Мешочек можно переносить на голове в упражнении «Пронеси – не урони», при этом передвигаться можно обычным шагом, в полуприседе, «петушиным» шагом, скрестным шагом, на носках, на пяточках. С мешочком можно приседать и вставать, переносить его на спине, передвигаясь на четвереньках или по уменьшенной площади опоры. Упражнения в равновесии развивают у детей мышечное чувство, позволяющее определять правильное положение тела. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку. 5. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости… Мышцы спины хорошо растягиваются и укрепляются во время проведения общеразвивающих упражнений из разных исходных положений.

 1. Упражнения из исходного положения стоя:

 - потягивания – для укрепления мышц рук и плечевого пояса, вытягивания позвоночника;

 - сведение лопаток – для укрепления мышц плечевого пояса и спины;

 - наклоны и повороты в стороны – для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц спины, живота, «мышечного» корсета;

 - различные приседания – для совершенствования опорной функции ног;

- упражнения на сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры – для развития координации движений и воспитания навыка правильной осанки.

2. Упражнения из исходного положения стоя на четвереньках:

-прогибание туловища – для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища (например, упражнение «Кошечка»).

3. Упражнения из исходного положения лежа на спине и животе:

 - прогибание туловища с разнообразными движениями рук и ног – для укрепления мышц живота и спины и развития гибкости (например, упражнение «Лодочка»). Важно, чтобы дети выполняли упражнения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы. Например, в упражнениях с потягиванием, когда ребенок поднимает руки вверх, следить за тем, чтобы руки были раздвинуты шире плеч, голова поднята. При выполнении упражнений с отведением рук в стороны обращать внимание на то, чтобы руки и плечи дети отводили назад сильнее. В упражнениях из исходного положения стоя на четвереньках добиваться, чтобы дети хорошо прогибали спину и не опускали голову. При проведении упражнений на укрепление «мышечного корсета» целесообразно использовать медицинболы (набивные мячи) весом 1 кг. Они развивают силу и выносливость мышц, улучшают координацию движений. Темп упражнений следует выбирать от среднего до медленного, постепенно увеличивая нагрузку. Если выполнять эти несложные правила, ваш ребенок будет иметь правильную осанку и вырастет здоровым. Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.

Консультация для родителей
«Овощи и фрукты в рационе ребёнка».

Свежие фрукты, ягоды, овощи и зелень выгодно отличаются от других продуктов. Они относительно бедны жирами (0,5—0,6%) и белками (1—5%), но содержат широкий комплекс витаминов и минеральных веществ, большое количество углеводов и ряд других соединений, необходимых для нормального роста и развития детского организма.

Еще одно из достоинств свежих овощей, фруктов и ягод — высокое содержание пектиновых веществ и пищевых волокон, нормализующих процессы пищеварения. Попадая в желудочно-кишечный тракт, они обволакивают вредные вещества и предохраняют слизистую оболочку от воздействия различных микробов и токсинов. А пищевые волокна (клетчатка) способствуют развитию полезной микрофлоры в кишечнике и регулируют продвижение пищи по пищеварительному тракту. Но все полезно в меру. При беспорядочном употреблении свежих фруктов, ягод и овощей организм получает избыточное количество пищевых волокон. В результате резко ускоряется прохождение пищи через кишечник и у ребенка может начаться диарея.

Лучше всего кормить малышей овощами и фруктами, выращенными в собственных садах и огородахВ этом случае можно быть уверенным, что они не содержат вредных для ребенка веществ. Но меню детского рациона нередко приходится пополнять и за счет продуктов, купленных на рынке. Для того, чтобы не ошибиться в выборе, хорошо бы иметь специальные тесты на наличие нитратов и бытовые приборы для проверки на радиацию. Известны случаи, когда даже на колхозных рынках обнаруживались зараженные продукты. Приобретая овощи или фрукты, нет смысла отдавать предпочтение самым отборным, красивым и крупным плодам. Прекрасный товарный вид может свидетельствовать как раз о том, что они выращены с использованием химических удобрений. Иной раз мелкие размеры и изъяны, придающие неприглядный вид, являются косвенным доказательствам их экологической чистоты. От плохой экологии никуда не денешься, в любой местности может оказаться зараженными и земля, и вода, и воздух.

Чем толще кожура у плодов, тем больше в них грубой клетчатки, которая очищает организм. Поэтому не всегда стоит обрезать их жесткую оболочку. Красивые заморские яблоки стоит почистить, потому что их для лучшей сохранности обрабатывают химическими средствами. А отечественные детям надо есть обязательно с кожурой.

Взрослые часто навязывают детям свои вкусовые пристрастия. Они привыкли к сладкому, и кислый плод кажется им невкусным. Ребятишки с неизвращенным вкусом с удовольствием едят смородину или крыжовник. Эти ягоды полезны в натуральном виде, со шкурками и семечками. Ребенку первого года они тоже не повредят, но надо отбирать самые спелые и мягкие плоды.

Лесные ягоды – черника, брусника и земляника – содержат целый букет полезных веществ. Они заслужено считаются лечебными и особенно полезны ослабленным детям, а также страдающим диабетом и ожирением. Какой бы сладкой ни была, скажем, черника, для диабетиков она не опасна, так как содержит фруктозу, которая хорошо усваивается при этом заболевании. А земляника вовсе не страшна для детей-аллергиков, как это принято считать. Просто каждый новый растительный продукт надо давать сначала маленькими порциями. С одного года до 3 лет по чайной ложке, потом – по столовой. Если на следующий день у малыша на коже не появилась сыпь, не расстроился желудок, нет тошноты, не покраснели щечки, нет шелушения на руках и ногах, то на следующий день можно дать порциюпобольше, на третий день при отсутствии реакции добавить еще одну, а уже потом – сколько он захочет.

Обычно считается, что в свежевыжатых соках больше витаминов, чем в самих плодах. Действительно, в соках они содержатся в более концентрированном виде. Исключение составляет витамин С, который большей счастью разрушается под воздействием воздуха и света, как бы быстро ни готовились соки в домашних условиях.

В соках гораздо меньше и других полезных компонентов, необходимых для детей – минеральных веществ, пектинов, пищевых волокон. Они обычно содержатся в оболочке и прилегающей к ней мякоти. Поэтому в детском питании соки должны равномерно чередоваться с цельными плодами и ягодами.

Мамам всегда хочется продлить фруктово-ягодное изобилие, поэтому они консервируют для детей и фрукты, и ягоды, и овощи. У каждой имеется и свой рецепт, и свой секрет. В вареньях, пюре, ягодах, измельченных с сахаром, как правило, остается большинство витаминов и минеральных веществ, но витамин С сохранить полностью не удается. Надо избегать длительного воздействия на смесь трех вредных для витамина С факторов – света, воздуха и тепла.

Протирать плоды для консервирования надо быстро, маленькими порциями, обязательно в эмалированной посуде деревянной ложкой. Затем их следует сразу же переложить в стерилизованную банку, плотно ее закрыть и поместить в холодное темное место. Для ребенка полезней, если в пюре кладется как можно меньше сахара. В варенье максимум витаминаС сохраняется в пятиминутке. Самым лучшим способом сохранения компонентов в плодах остается глубокая заморозка. Нельзя лишать детей с аллергическими проблемами или каким-то неблагополучием в работе желудочно-кишечного тракта удовольствия есть свежие фрукты и ягоды. В этих случаях их надо слегка обработать, например, фрукты чуть запечь, а ягоды обдать кипятком.

Для ребенка можно приготовить кисель. Сначала нужно отжать ягоды и, закрыв их крышкой, поставить на холод. Затем отварить выжимки в кипятке, процедить и заварить в них крахмал. Не следует использовать готовый концентрат киселя, в котором есть добавки, способные вызвать дополнительные проблемы у малышей. Перед тем, как дать кисель ребенку, в готовую остывшую массу надо добавить отжатую мякоть плодов.

Также нужно использовать полноту ассортимента овощей и готовить из них для ребенка разнообразные салаты и всевозможные овощные блюдаХорошо, если малыш постоянно грызет морковку или репку, которые укрепляют его жевательный аппарат и очищают его пищеварительный тракт. Но в этом их значительно превосходит капуста. Капуста активно освобождает организм от «мусора». Однако детям не стоит давать капустные кочерыжки и толстую, мясистую часть листьев, так как именно в этих частях накапливаются нитраты.

Помидоры, огурцы принесут больше пользы, если они выращены в огороде, а не на гидропонике. Детей раннего возраста не следует кормить помидорами. После 3 лет уже можно, но некоторое время надо счищать шкурку. Огурцы можно есть всем малышам вместе с кожицей.

Черная редька также обладает целебными свойствамиОна содержит грубую клетчатку, фитонциды, дезинфицирующие кишечник, и массу витамина С. В старину соком редьки лечили простудные заболевания. Однако у маленьких детей редька может вызвать повышенное газообразование, поэтому им лучше давать ее сок, и приучать к нему постепенно, начиная с 1 чайной ложки. Начиная с 5 лет, из натертой редьки можно делать салаты.

Для малышей должно стать привычкой есть как можно больше зелени. Она замечательно нормализует работу желудка и кишечника, помогает избавиться от метеоризма.  С 3 лет в детский рацион можно добавлять чеснок – сначала растолченный, потом мелко нарезанный. Репчатый лук, в отличии от чеснока, способен накапливать из почвы вредные вещества. Для детей надо выбирать тот, у которого хорошо сохранена плотная шелуха. В сыром виде малышам лучше давать зеленый лук, который надо очень тщательно мыть, особенно у основания, где скапливается грязь.

Перед приготовлением овощи следует тщательно вымыть (при сильном загрязнении их моют щеткой). Кожуру снимают тонким слоем, т.к. в наружных частях максимальное количество витаминов и минеральных веществ. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять на длительное время в воде (даже до 1 часа), происходит вымывание витаминов. Очищенные овощи лучше варить на пару. Варить следует под крышкой и только до готовности, не переваривая. Так картофель, капуста, морковь варятся не более 25-30 минут, свекла 1-1,5 часа. Овощное пюре протирают в горячем виде и доводят до кипения, масло добавляют после снятия с огня. Не используйте картофель с зеленоватой окраской, в нем содержится соланин - ядовитое вещество.

Что на грядке?

Помните, как в стихотворении Юлиана Тувима «Вот овощи спор завели на столе — кто лучше, вкусней и нужней на земле...» Как вы думаете, все ли дары огорода одинаково полезны? Давайте подробно рассмотрим некоторые овощи, фрукты и ягоды, наиболее популярные среди садоводов-огородников.

Морковь.

Источник провитамина А (бетакаротина). Также богата витамином С, калием и железом. Детям с 4—5 месяцев дают морковный сок, а затем добавляют этот корнеплод в овощное пюре. Чтобы достичь максимального усвоения бетакаротина, морковное пюре желательно давать с растительным маслом или со сметаной.

Свекла.

Богата органическими кислотами, калием, магнием, кальцием и железом. Кроме того, она отличается высоким содержанием углеводов и клетчатки. Но из-за высокого содержания красящих веществ свекольные блюда следует очень осторожно вводить в детский рацион не ранее 9—10 месяцев.

Огурцы.

Эти овощи еще называют носителями экологически чистой жидкости. Ведь огурец на 95% состоит из воды и растворенных в ней минеральных веществ и витаминов. В них содержатся ферменты, способствующие усвоению белков животного происхождения. Поэтому салат из огурцов полезно сочетать с мясными блюдами. А с 6 месяцев ребенку можно давать помусолитьломтик свежего огурца (им удобно чесать зубки).

Томаты (помидоры).

Содержат мало клетчатки и много пектиновых веществ и органических кислот. Отличаются высоким содержанием железа, калия, витамина С и провитамина А. Сок из свежих помидоров можно давать детям с 5—6 месяцев. А с 8—9 месяцев в овощное пюре можно добавлять свежие томаты, предварительно очищенные от кожицы.

Картофель.

Молодой картофель является ценным источником витаминов группы В, а также Р и С. Но из-за того, что содержит слишком много крахмала, особой пользы не приносит детям. С 4—5 месяцев ребенку можно давать картофельное пюре.

Капуста.

Богата солями фосфора, калия, железа, витаминами РР иС и содержит большое количество сахаров при относительно низком содержании крахмала. В детском питании, как правило, используется белокочанная и цветная капуста. С 6—7 месяцев ребенку можно давать пюре, сок и отвар из свежей капусты. Кроме того, квашеная белокочанная капуста хорошо сохраняет витаминС и уже с 1—1,5 лет ее можно вводить в детский рацион.

Зелень.

В зелени петрушки, укропа, зеленого лука, щавеля, сельдерея и чеснока содержатся фитонциды, обладающие антимикробными свойствами. Употребление в пищу таких продуктов показано для профилактики респираторных заболеваний и дезинфекции ротовой полости ребенка. Уже с 8—9 месяцев зелень необходимо добавлять в детскую еду. Лишь при употреблении щавеля нужно соблюдать осторожность. В нем содержится много щавелевой кислоты и давать его детям следует очень осторожно. То же самое касается и блюд, приготовленных с его содержанием: щи, рагу.

Смородина.

Отличается высоким содержанием минеральных солей, органических кислот и сахаров. Кроме того, эта ягода (особенно черная) — одна из самых богатых витамином С. Но до 8 месяцев давать ее детям в свежем виде не рекомендуется. А вот сок и компот из смородины можно предлагать малышам уже с 6—7 месяцев.

Слива.

Слива, алыча, вишня, черешня, крыжовник содержат довольно много легкоусвояемых сахаров, калия, каротина, железа, органических кислот, растительных волокон и пектиновых веществ. Сок и пюре из этих ягод можно давать детишкам,начиная с 6—8 месяцев.

Клубника, малина.

Клубника, земляника, малина богаты витаминомС, клетчаткой и содержат много сахаров. Но эти ягоды обладают выраженным аллергенным действием, поэтому давать их детям следует с большой осторожностью и потому вводить их в рацион малыша следует не ранее 9—10 месяцев.

Яблоки.

Содержат много сахаров, пектина, железа, витамина С и яблочной кислоты. Наиболее богаты витаминомС и железом кислые сорта яблок (особенно антоновка). Яблочная кислота усиливает выделение пищеварительных соков, улучшает двигательную функцию кишечника и тем самым ускоряет процессы пищеварения. Кроме того, яблочная кислота благотворно действует на обмен жиров и уменьшает содержание холестерина в крови. 

Помните! Аллергическая реакция бывает не только врожденной, но и приобретенной. Ежегодно меняется состав почвы, воды, используемой для полива, экологическая обстановка и многие другие факторы. Даже если в прошлом году ребенок мог без ущерба для здоровья съесть целую тарелку смородины, в начале нового сезона будьте аккуратны.

Консультация для  родителей

"Закаливание детей дошкольного возраста".

 Закаливание – одно из действенных средств воспитания детей здоровыми, стойкими, активными.

Следует начинать закаливать с ранних лет и продолжать в течение всей жизни, изменяя в зависимости от возраста формы и методы его применения. Необходим весь комплекс закаливающих процедур. Если проводится обливание или обтирание, но дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, если в помещении нет притока свежего воздуха, то и меры по закаливанию не принесут пользы.

Выбирая закаливающие воздействия для ребенка, следует учитывать его индивидуальный особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реакцию на окружающие условия. Как показали специальные исследования, закаливание происходит быстрее и эффективнее у здоровых, правильно развивающихся детей. К закаливанию детей часто болеющих, ослабленных надо подходить очень осторожно.

Прежде, чем приступить к закаливанию, необходимо посоветоваться с врачом.

Любое закаливающее влияние может принести положительный результат лишь в том случае, если сила действия применяемого фактора будет увеличиваться постепенно.

Рефлекторная сущность закаливания объясняет необходимость систематического и постоянного повторения соответствующих воздействий. Систематическое повторение закаливающих процедур должно быть в одно и тоже время суток, по возможности в одних и тех же условиях окружающей обстановки.

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

Однако влияние каждого из перечисленных факторов будет положительным только в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям.

Закаливание – комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Основными средствами закаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий.

Наиболее распространенная форма закаливания использование свежего воздуха. При этом необходимо учитывать сезонные особенности. В теплое время года можно использовать длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре воздуха не ниже 16° С.

Полезно дома ежедневно ходить  по полу босиком – начиная с 1 минуты, прибавляя через каждые 5-7 дней  по 1 минуте, довести продолжительность ходьбы до 10-15 минут. В холодное время года для закаливания используют дозированные прогулки пешком, ходьбу на лыжах, «медленный» закаливающий бег в облегченной одежде, бег на коньках и т.п.

Использования для закаливания водных процедур имеет свои особенности: вода – более энергичный закаливающий фактор, чем воздух. Теплопроводность воды в 28 раз больше теплопроводности воздуха. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, являясь своеобразным массажем, который улучшает капиллярное кровообращение.

Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях  - обтирания, обливания и душ.

Начинать закаливание следует при температуре воды  не ниже  34-35°. При ежедневном обливании (обтирании) через каждые 6-7 дней температуру воды следует снижать на 1° и довести ее до 22-24°.

Обтирания и обливания водой указанной температуры рекомендуется продолжать 2-3 месяца. При отсутствии отрицательных реакций (катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, повышенной возбудимости, расстройства сна, аппетита) можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры 22°, снижая ее через каждые 10 дней на 1°; при ежедневном обтирании (обливании) довести температуру воды до 10-12° (температура водопроводной воды).

Приятным гигиеническим и закаливающим средством являются ванны и душ. С целью закаливания, ванны следует начинать с температуры воды 35-34°, постепенно снижая ее до 30-29°, при этом каждый раз понижая температуру на 2°. Эффективным способом закаливания является контрастный душ (рекомендуется только здоровым и достаточно закаленным людям): воду в течение примерно 3 минут  следует быстро переключать с теплой  (около 40°) на холодную.

При любой водной процедуре нужно считаться с ощущениями и самочувствием ребенка. Если ему неприятно процедура, значить, не следует спешить со снижением температуры воды. Только та процедура достигает цели, укрепляет организм, которая доставляет ребенку удовольствие.

 Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом работу всех органов и систем.

Когда нужно начинать закаливание?

С первых месяцев жизни. В детском возрасте быстрей образуются условные рефлексы, лежащие в основе закаливания.

Для того, что бы закаливающие процедуры дали положительные результаты, необходимо соблюдать некоторые правила.

Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно. Переходить к более сильным раздражителям, например снижать температуру воды при водных процедурах, нужно постепенно и очень осторожно. Если ребенка с целью закаливания подвергнуть непривычному для него охлаждению, то он может заболеть.

Необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребенку. Учитывать особенности его организма и помнить: что полезно одному ребенку, может принести вред другому. Перед тем как начать закаливание, желательно посоветоваться с врачом.

Купание летом в реке, озере или море всегда вызывает у ребенка радость. Это наиболее сильная процедура, так как на организм оказывает  воздействие не только вода, термическое и механическое раздражение водой сочетается с  воздействием воздуха, солнечных лучей и движения при плавании( купании).

Купать ребенка в реке, озере можно начинать с двухлетнего возраста, когда он достаточно хорошо ходит (в воде ребенок должен двигаться).

В открытых водоемах детей  купают только в безветренную погоду при температуре воздуха  ни ниже 25-28° и воды 22°. Продолжительность купания – от 3 до 10 минут (только один раз в день!).

Перед вхождением в воду ребенок не должен быть разгоряченным. После купания его быстро обтирают, одевают и отводят в тень для отдыха.

Не следует детей насильно погружать в воду и обрызгивать водой. Это вызывает отрицательное отношение ребенка к купанию.

Большое закаливающее значение имеет паровая баня, сочетание воздействия тепла, пара, воды и механического разрежения (мытье мочалкой или веником) усиливает обменные процессы, дыхание и кровообращение.

Дети, ослабленные гипотрофией, рахитом, повторными или хроническими заболеваниями, особенно нуждаются в закаливающих процедурах, повышающих сопротивляемость организма. Однако использования средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей  требует врачебного контроля, особенно при термальном (паровом) закаливании.

Из факторов влияющих на человеческий организм, самый могущественный – это солнце.

Солнечные лучи способствуют улучшению обмена веществ, они благотворно действуют на кожные покровы, состав крови.

Под действием солнечных лучей в подкожном жире вырабатывается особое вещество (витамин D), который способствует предупреждению рахита у маленьких детей. Солнечные лучи убивают многие болезнетворные микробы.

Каждый знает, что в яркий солнечный день человек чувствует себя бодрее, жизнерадостнее, энергичнее, чем в холодную, пасмурную погоду. Но при неумелом и излишнем пользовании  солнечными лучами можно принести организму большой вред.

Как правильно пользоваться солнечными лучами? Летом лучшее время для них -  от 10 часов до 11часов 30 минут в средней полосе, а в южных областях  - с 8 до 11часов.

Солнечным ваннам должны предшествовать воздушные. Продолжительность первой солнечной ванны 4-5 минут (по одной минуте на каждую часть тела). Постепенно продолжительность ванн увеличивается до 20-25 минут для детей младшего дошкольного возраста, а для детей постарше – до 30-40 минут. Ребенка укладывают на одеяло или топчан ногами к солнцу.

Чтобы защищать голову ребенка от перегревания, надевают белую панамку или косынку.

Нельзя принимать солнечные ванны натощак, лучше спустя час-полтора после приема пищи; заканчивать их надо так же час-полтора до обеда.

Вредны солнечные ванны при недомоганиях, головных болях, после перенесенных тяжелых заболеваний, при расстройствах пищеварения.

После солнечной ванны рекомендуется водная процедура – купание, обливание или душ.

Иногда приходиться наблюдать, как на пляже вместе с взрослыми находятся и маленькие дети. Родителям всегда нужно помнить, что неумелое и чрезмерное пользование солнцем очень вредно сказывается на состоянии здоровья ребенка, у него понижается аппетит, нарушается сон, появляется головная боль, повышается раздражительность, капризы.

Если ребенок долго находится на солнце с непокрытой головой может произойти солнечный удар. Так что пользоваться солнечными лучами в целях закаливания нужно с большой осторожностью.

При проведении любой закаливающей процедуры нужно стремиться к тому, что бы она вызывала у ребенка радостное настроение, положительные эмоции, только тогда она станет полезной для здоровья.

Памятка

«Как преодолеть страх перед школой».

          1.Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».

        2.Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.

       3.Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

       4.Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

       5.Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.

      6.Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

      Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.

Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

        Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

       Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

     Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать.

Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.

Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».

         Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми).          Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

          Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
         После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

        Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

        Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.

В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

           Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

         Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что — то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

   Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

      Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

    Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.



Советы родителям.

Как воспитать ребенка добрым?

 

 

Каждый родитель задумывается о том, каким станет его ребенок во взрослой жизни. Одни хотят, чтобы их стал умным и образованным человеком, который достигает большие успехи в карьере. Другие мечтают, чтобы их малыш стал знаменитым спортсменом, поэтому на первый план они выносят взращивание лидерства и амбициозности в своем крохе. Лишь немногие ставят упор на воспитание доброты и отзывчивости, хотя это важнейшие черты для любого человека.

С чего начать воспитывать доброту в ребенке?

 Эмпатия


 Первое, что ассоциируется с добрым человеком, это его способность сопереживать другим. Он не останется в стороне, когда кто-то нуждается в помощи, не пройдет мимо. Следует воспитывать ребенка так, чтобы он не был безразличен к окружающему миру, к более слабому и нуждающемуся. Однако эмпатия также должна быть ответственной. Если ребенок захочет каждого больного котенка принести с улицы и пожалеть, объясни, что тогда ему придется всех накормить и убирать за ними. Главное, чтобы малыш понимал ответственность перед своими решениями и поступками, даже из самых благих побуждений. Домашние животные, к слову, помогают ребенку быть более сочувствующими и понимающими к другим людям.

                                                         Уважение к природе

 

Бережное отношение к природе — важнейшее качество доброго человека. Научите ребенка с ранних лет выбрасывать мусор строго в урну, не загрязняя улицы. Выезжая на пикник с семьей, не оставляйте мусор в лесу. Вместе с малышом собирайте его и отвозите к мусорному баку. И никакого издевательства над животными! Некоторые родители хихикают и умиляются тому, как их маленькая дочь дергает за хвост бедного Барсика. Необходимо сразу же пресекать даже мелкие пакости в отношении домашних питомцев. Дети видят «одобрительную» реакцию родителей и продолжают поступать также, чтобы насмешить маму. Однако если ты хочешь научить ребенка доброму отношению к флоре и фауне, сама не допускай подобных ошибок. Как ни крути, ты — объект подражания.

                     Пример для подражания


Мама и папа — главные люди в жизни ребенка. Они и пример подражания для него. Если ты хочешь, чтобы малыш вырос хорошим, отзывчивым человеком — будь сама чуточку добрее. Фильтруй свою речь за рулем, ведь очень часто на дороге в пробке вырываются ругательства, которые мы привыкли не замечать. Однако ребенок впитывает все как губка. Твои слова о том, что нужно помогать старикам, не будут засчитаны крохой, если ты сама разговаривала и виделась со своими пожилыми родственниками или родителями очень давно и общалась с ними на повышенных тонах. Будь достойным объектом подражания. Не мусори на улице, не игнорируй того, кто нуждается в твоей помощи. Тогда ребенку будет в кого стремиться к доброте.

1 день — 1 доброе дело

 

Заведите вдвоем с малышом привычку каждый день делать что-то хорошее не для себя, а для ближнего. Например сын может угостить одноклассника бутербродом или помочь маме помыть посуду. Мать же может помочь пожилой соседке донести продукты из магазина или накормить во дворе кошку. Все это — мелочи, которые может сделать каждый. Однако они нас формируют как отзывчивую личность. Каждый вечер перед сном обсуждайте свои добрые дела за день и делитесь эмоциями от совершенного поступка. Сами того не замечая, добро у вас войдет в приятную привычку. Кроме того, ребенок, помогающий другим, вряд ли вырастит самовлюбленным эгоистом. Можете раз в месяц устраивать совместный акт доброты, устраивая небольшой субботник на территории своего двора или поляны, которая была когда-то такой красивой, но сейчас ее замусорили люди. Думаю, каждый знает такое место в своем городе, как бы это ни было печально.

                     Не «я», а «мы»


Все дети — маленькие эгоисты. И некоторое время его жизни это нормально, так как все внимание в семье достается лишь малышу. Ведь самое лучшее — детям. Но, по мере взросления ребенка, его «я», которое первостепеннее всего, должно сводиться к более общему «мы». Из эгоцентричного человека воспитать альтруиста — тяжеловато. Поэтому как можно раньше изгоняем из ребенка требовательного единоличника. Легкими, ненавязчивыми фразами намекай ему, что кроме его прихоти существуют и желания других людей. К примеру: «Предложи однокласснику конфеты, может он тоже хочет», «сейчас очередь мальчика кататься на качелях», «спроси у брата, какой мультик хочет посмотреть он». Научи ребенка учитывать мнение окружающих, а не только поступать в угоду своих желаний.

Сердиться может каждый

 

Все люди иногда чувствуют себя раздраженно, хотят поддаться эмоциям и выплеснуть их наружу. И это нормально, даже для доброго человека. Поэтому не стоит пытаться подавить эмоции ребенка, это редко заканчивается хорошим. Если ребенок часто замечен за агрессией по отношению к другим детям на игровой площадке или в школе, прежде чем ругать ребенка, узнайте, почему он раздражен. Возможно конфликт с другими малышами ваш кроха сможет урегулировать словесно, с помощью вашего совета. Чаще интересуйся отношениями ребенка с учителями и сверстниками. Иногда ребенок сам не способен решить проблему в общении, потому что еще этому учится. Научи его решать свои конфликты не агрессией, а добротой.






Консультация для родителей «Нам пора в школу»

 

          Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Некоторым детям подготовительной группы хочется иметь школьную форму, портфель, школьные принадлежности, а другим интересно узнать что-то новое. Но иногда детям бывает скучно на уроке, они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе. Чтобы учёба была успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу одновременно.

Непроизвольным вниманием дети обладают в самом раннего возраста: это внезапный звук, свет, движение, оно помогает ориентироваться в пространстве.

Произвольное внимание появляется, когда человек специально сосредоточивается на чём -либо. Вот тогда и включается воля, умение себя организовать. Детям это бывает трудно, поэтому, чтобы привлечь их внимание воспитатели прибегают к непроизвольному вниманию: хлопнуть в ладоши, ударить в бубен, позвонить в колокольчик, пригласить в «гости сказочный персонаж». Но удержать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, тем более детям. А процесс обучения в школе требует от детей в первую очередь произвольного внимания, которое необходимо тренировать.

Игры, которые помогают тренировать внимание.

«Угадай, что изменилось

На столе стоят игрушки или предметы. Ребёнок закрывает глаза, предмет убирают(добавляют, меняют на другой) . Открыв глаза, рассказывает что изменилось.

«Кто во что одет?»

Ребенок закрывает глаза и его просят описать как одеты подруги и друзья. Сколько цветов на окне? Кто привёл сегодня твоего друга в детский сад? Что в руках держала девочка, которую мы встретили? «Найди отличия»

Кто больше найдёт отличий при рассматривании двух картинок.

«Пантомимические этюды»

Детям предлагается пройти так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старушка, солдат и т. д.

«Отражение чувств»

Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим»,а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» какую -  нибудь фразу: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.

«Выполни в темноте»

Играющий в течении 1-2 минут рассматривает и запоминает расположение предметов на столе. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берёт те предметы, которые называют ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание.

«Построй в темноте»

Играющий строит одной рукой из кубиков высокий столбик, до тех пор, пока он не развалится. Чем выше постройка, тем большее количество очков получает играющий.

«Дедушка Водяной»

Водящий в центре круга с завязанными глазами сидит на корточках. Дети, взявшись за руки идут по круги, произнося слова: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой? Ты сиди и не молчи, пока не скажем : «раз, два, три!» Дети останавливаются, а водящий «водяной» встает и идет вытянув руки. Наткнувшись на кого- нибудь из детей он угадывает кто это, ощупав причёску и одежду ребёнка. Если он отгадал , то водящим становится тот ребёнок.

«Кто увидит больше всех?»

Любая репродукция картины (например: В.Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван- царевич на сером волке». Можно также использовать пейзажи и натюрморты) Картина вывешивается перед детьми и предлагается рассказать, что на ней изображено. Плохо рассказывающие дети могут назвать два- три главных предмета.

Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Игра продолжается, пока не будет названо всё существенное.

Вариант: Дети рассматривают картину,затем она убирается. Ребята по памяти должны рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается ещё раз.

Каждый воспитатель стремится к постпроизвольному вниманию. Такое внимание не требует волевого усилия (как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией (как непроизвольное). Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в тоже время организует деятельность ребёнка и включает цепочку познавательных процессов: восприятие, мышление, память. Постпроизвольное внимание — даёт интерес к происходящему, самое выгодное для детей и для воспитателей: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, воспитателю тоже интересно работать, можно многое успеть, многого достичь.

Человеческая психика — гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов. Воспитываем внимание — обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности — учим мыслить, понимать, иметь собственное мнение. И так — во всём.

Каждый ребёнок обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного предмета на другой, степенью активности и утомляемости. Любое качество можно развить, только потолок у каждого свой, и мы, взрослые (родители и воспитатели), должны повысить уровень его интеллектуальной активности. Нельзя постоянно подавлять инициативу и волю ребёнка. Напротив, бесконтрольный ребёнок не умеет организовать своё внимание, у него нет такого опыта . Таких детей часто характеризуют в школе: «способный, но невнимательный». Чтобы дети в школе не испытывали на неинтересном уроке муки удержания своего ускользающего внимания, необходимо постоянно тренировать произвольное внимание.


 Консультация для родителей "Осторожно, клещи!"



Задачей взрослого является формирование безопасного поведения детей. Необходимо приучать ребёнка к неукоснительному выполнению определенных правил.

C наступлением первых теплых дней после зимы, хочется естественно пообщаться с пробуждающейся природой. Но посещение парка, леса весной и в начале лета сопряжено с высоким риском быть укушенным клещом, а это черева-то заражением таких опасных болезней, как клещевой энцефалит и боррелиоз.

Как происходит заражение клещами:

Находясь на ветках или траве, при приближении животного или человека клещи могут прицепиться к нему, а потом добраться до открытых участков кожи, чаще всего - шея, волосистая часть головы, спина, подмышечные и паховые области и др.

Слюна клеща содержит обезболивающее вещество, поэтому укус его безболезнен, и длительное время незаметен. Вместе со слюной зараженные клещи передают в кровь человека или животного не только вирус клещевого энцефалита, но в некоторых случаях спирохеты, которые вызывают заболевание, клинически сходные с клещевым энцефалитом– клещевой бруцеллез.

Лучшая защита от клещей — это соблюдение техники безопасности:

1. Не рекомендуется без особой надобности залезать в непроходимые чащи низкорослого кустарника (малина, ольха, орешник и т.д.)

2. Перемещаясь по лесной дороге, не срывайте веток (этим действием, вы стряхиваете на себя с основного куста N-ое количество клещей)

3. Ноги должны быть полностью прикрыты (не рекомендуются шорты)

4. Спортивные штаны, трико (желательно с гладкой поверхностью) должны быть заправлены в носки.

5. Обязательно наличие головного убора (кепка, платок)

6. Длинные волосы желательно спрятать под головной убор.

7. После похода по лесу, необходимо проверить (стряхнуть) как верхнюю одежду, так и нижнее бельё.

8. Осмотреть всё тело.

9. Обязательно расчесать волосы мелкой расчёской. Если вы обнаружили ползущего клеща, его необходимо сжечь. Клещи очень живучи, раздавить его невозможно.

Если вас или ребенка укусил клещ, постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не опасно ли оно, не является ли разносчиком инфекции. Если показаться врачу нет возможности, удалите клеща самостоятельно. Извлекать паразита нужно пинцетом или специальными приспособлениями, делая выкручивающие движения и стараясь не повредить брюшко и хоботок. Помните, если дернуть быстро, велика вероятность, что верхняя половина туловища клеща останется внутри кожи, что чревато воспалением и нагноением.

После удаления клеща необходимо проверить место контакта: не остался ли там хоботок? Если все чисто, ранку следует промыть водой или спиртом, смазать йодом или зеленкой. Затем тщательно вымыть руки с мылом. По возможности, пусть даже на следующий день, отвезите клеща в травмпункт, где «агрессора» исследуют на носительство возбудителя.

Как удалить присосавшегося клеща в домашних условиях?

1. Тело клеща осторожно смазывают маслом, и оставляют на 15-20 минут  
2. Затем необходимо сделать из прочной нити петлю и затянуть ее у основания хоботка клеща.  
3. Придерживая кожу пальцами, покачивая клеща, постепенно вытягивать его, растягивая концы нити в стороны. Можно захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и, держа строго перпендикулярно поверхности укуса, повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов  
4. Место укуса необходимо смазать 70% спиртом, 5% йодом, зеленкой или одеколоном.  
5. Если клещ удален, а его головка осталась в коже, то нужно обратиться в поликлинику для лечебной помощи. Если обратиться нет возможности, то нужно обработать место 5% йодом и извлечь как занозу.  
6. Клещей, снятых с тела, необходимо поместить в пузырек (в крайнем случае сжечь или залить кипятком). Не следует давить их пальцами, т.к. если клещ заражен, то вирус может попасть в организм человека через слизистые носа, глаз и незначительно поврежденную кожу.  
7. После контакта с клещами обязательно вымыть руки с мылом.  
8. Для определения зараженности клеща необходимо (в пузырьке, банке) доставить его в лабораторию.

Клещи считаются одними из наиболее опасных насекомых в нашей полосе. Дело в том, что они являются переносчиками инфекционных заболеваний: клещевого энцефалита и боррелиоза. Эти вирусные инфекции поражают спинной и головной мозг. Заболевания протекают тяжело, с высокой температурой, судорогами и могут приводить к различным осложнениям.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Тема недели :"В гостях к матушке природе" Программное содержание : 1.     Формирование у детей элементарных экологических пр...